Фрикционные материалы (пористость 10…13 %) предназначены для работы в муфтах
сцепления и тормозах. Условия работы могут быть очень тяжелыми:
трущиеся поверхности мгновенно нагреваются до 1200oС, а материал в
объеме – до 500…600oС. Применяют спеченные многокомпонентные
материалы, которые могут работать при скоростях трения до 50 м/с на нагрузках 350…400 МПа.
Коэффициент трения при работе в масле – 0,08…0,15, при сухом трении – до 0,7.
По назначению компоненты фрикционных
материалов разделяют на группы:
·
основа – медь и ее сплавы – для рабочих
температур 500…600oС, железо, никель и сплавы на их основе – для
работы при сухом трении и температурах 1000…1200oС;
·
твердые смазки – предотвращают микросхватывание при торможении и предохраняют фрикционный
материал от износа; используют свинец, олово, висмут, графит, сульфиты бария и
железа, нитрид бора;
·
материалы,
обеспечивающие высокий коэффициент трения – асбест, кварцевый песок, карбиды
бора, кремния, хрома, титана, оксиды алюминия и хрома и др.
Примерный состав сплава: медь – 60…70 %,
олово – 7 %, свинец – 5 %, цинк – 5…10%, железо – 5…10 %, кремнезем или карбид
кремния – 2…3 %, графит – 1…2 %.
Из фрикционных материалов изготавливают
тормозные накладки и диски. Так как прочность этих материалов мала, то их
прикрепляют к стальной основе в процессе изготовления (припекают к основе) или
после (приклепывают, приклеивают и т.д.).